После принятия в первом чтении законопроекта №5600 01.07.2021 поднялась достаточно большая шумиха вокруг нововведений в Налоговый кодекс Украины.
Как отмечают многие парламентарии, данный закон направлен на крупных игроков рынка украинской экономики и позволит увеличить поступления в украинский бюджет.

В частности, как пример, большие предприятия ожидает:

  • повышение платы за выбросы СО2;
  • повышение ставки экологического налога за выбросы вредных
    веществ в воду. Правда повышение предвидится с 2029 года;
  • повышение ставки акциза на железную руду;
  • и прочее.

Но среднему и малому бизнесу тоже радоваться не приходиться. Что же поменяется для большей части предприятий?
Первым новшеством будет возможность налоговой запретить руководителю любого предприятия выезжать за пределы страны. Такие полномочия фискалы получат при наличии у компании налоговых долгов.
Также, ГНИ получат возможность взимать долги предприятий по налогам прямо за счет средств должника, имеющихся в банке. И это даже без решения суда…
Спорной нормой будет и начисление штрафов без права оспаривания до его уплаты.

Принцип следующий – плати, а потом оспаривай.

Кроме субъектов хозяйственной деятельности законопроект привнесет новшества и в жизнь обычных граждан. Это будет иметь место в силу повышения налогов на продажу и покупку недвижимого имущества. В частности, данный документ вводит НДФЛ в размере 18% от суммы продажи с третьего и последующих объектов недвижимого имущества за отчетный период. Для сравнения, в данный момент ставка НДФЛ на продажу третьего и последующих объектов недвижимости составляет всего 5%. Компенсация недополученной прибыли строительных компаний конечно же ляжет на плечи конечного потребителя и вызовет подорожание как первичной, так и вторичной недвижимости. Но не недвижимостью единой… Может подорожать (скорее всего так и будет) и мобильная связь с интернетом, ведь данный законопроект повышает плату за пользование радиочастотами на 5% для операторов по Украине.

Но на этом негативные стороны документа не заканчиваются.

В соответствии с п. 1 Заключительных положений данного законопроекта №5600, он вступает в силу с 01.07.2021. Мы не знаем на что можно списать эту норму: специально она внесена с нарушением законодательства или это ошибка законодательной техники неопытного создателя этого документа, но факт остается фактом, что он противоречит нормам Налогового кодекса в определенной мере. Так, налоговый кодекс, а именно п.4.1.9 предусматривает, что одним из
основных принципов налогового законодательства Украины является СТАБИЛЬНОСТЬ, которая должна проявляться в том, что изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года.

Оцените статью, плиз